Онлайн-торговля, доставка еды, маркетплейсы — все эти сегменты уже несколько лет демонстрируют бурный рост. Люди всё чаще заказывают товары и услуги онлайн, а компании стремятся ускорить сроки доставки и улучшить клиентский сервис.
Но за ростом спроса на доставку не успевает самое главное — рабочие руки. Кадровый дефицит на рынке курьеров в России стал особенно заметен в последние два года.
По данным на март 2024 года нехватка курьеров в России оценивалась в 140 тысяч человек. К концу 2024 года уже предполагалось увеличение дефицита до 300 тысяч работников. И эти прогнозы сбылись, ведь к сентябрю 2024 года количество незакрытых вакансий в транспортно-логистической отрасли достигло 312,5 тысячи (на 52% больше, чем годом ранее).
И это не случайная статистика — это тренд, который на данный момент в своем пике. Рассмотрим ситуацию более углубленно.
Основные причины нехватки курьеров
Когда перед нами возникает какая-либо проблема, всегда назревает вопрос о ее корнях, поэтому начнем с этого. Что же могла спровоцировать такой повышенный спрос на курьеров, что в итоге привело к их дефициту?
Рост спроса без роста числа работников
Массовое развитие e-commerce и доставки еды резко увеличило спрос на курьеров, но не обеспечило приток новых работников в эту сферу. Многие компании выросли слишком быстро — инфраструктура и кадровая база не успевают за их масштабированием. И планомерный рост вакансий на позиции в доставке только это подтверждают: аппетиты растут, но не всегда их можно утолить.

Низкая привлекательность профессии
Профессия курьера до сих пор воспринимается как временная или вынужденная работа. Основные сложности:
- высокая физическая нагрузка;
- нестабильный график;
- часто оплата "по факту выполненных заказов", без фиксированной ставки;
- риски связанных расходов — транспорт, мобильная связь, износ техники.
Несмотря на то что в марте 2025 года медианная зарплата курьеров в России достигла 150,6 тысяч рублей (что превышает уровень даже некоторых представителей топ-менеджмента), высокая текучесть и отказ от длительного сотрудничества остаются нормой.
Сезонные пики
В периоды распродаж, праздников, маркетплейс-акций нагрузка на курьерские службы возрастает в несколько раз. Однако держать большой штат курьеров круглый год экономически нецелесообразно — компании вынуждены искать людей в последний момент, а после в такой же спешке их увольнять, когда пики прошли.
Ограничения миграции
Многие компании раньше закрывали потребность в курьерах за счёт работников из СНГ. Но миграционные ограничения, изменение законодательства и демографическая ситуация сократили этот ресурс.
Географический дисбаланс
В крупных городах — переизбыток заказов и конкуренция за работников. В регионах — низкая плотность населения и проблемы с логистикой. В некоторых населённых пунктах найти даже 5–10 курьеров — сложная задача.

Последствия для бизнеса и потребителей
Теперь когда мы разобрались с причинами, пора задать себе вопрос: “А что же будет”? И на этот вопрос у нас есть несколько вариантов ответов, и все они несут в себе неприятные последствия как для компаний, так и для их клиентов:
Задержки доставки и снижение качества сервиса
Компании вынуждены увеличивать сроки доставки или отказывать клиентам в определённых локациях. Это бьёт по репутации и снижает уровень лояльности потребителей.
Рост затрат на персонал
Чтобы привлечь курьеров, бизнес повышает оплату труда. За год медианная зарплата выросла на 35% — но это не всегда гарантирует стабильный штат. Дополнительно увеличиваются расходы на бонусы, компенсации, оборудование. А раздутый ФОТ приводит к большим издержкам, об этом даже и говорить не стоит.
Высокая текучесть кадров
Курьеры легко переходят из компании в компанию, выбирая те условия, которые лучше в конкретный момент: выше ставка, ближе адрес доставки, быстрее выплаты. Из-за этого вытекают проблемы с доставками и соблюдениями сроков, но также это удар по кадровым и HR отделам, которые занимаются бесконечным поиском, обзвоном и оформлением новых работников. А ведь это время могло бы уйти на более приоритетные задачи.
Ограничение масштабирования
Малый и средний бизнес страдает особенно остро. Не имея ресурсов для борьбы за персонал наравне с крупными агрегаторами, небольшие компании сталкиваются с невозможностью развивать доставку или открывать новые точки.

Какие решения уже работают на рынке
И последнее, но не по значению: раз уж мы знаем причины и последствия, то что с этим можно сделать? Здесь на ум приходит несколько решений:
Использование самозанятых и ГПХ
Модель работы с самозанятыми позволяет быстро подключать новых исполнителей, минимизируя налоговую нагрузку и расходы на оформление.
Автоматизация маршрутов и логистики
Компании внедряют системы автоматического построения маршрутов, учитывая загруженность дорог, локацию курьеров, плотность заказов. Это позволяет одному курьеру выполнять больше заказов за смену.
Улучшение условий труда
Работодатели всё чаще предлагают:
- фиксированные выплаты за смену;
- компенсацию расходов на проезд и мобильную связь;
- прозрачные схемы расчётов и выплат без задержек.
Реферальные программы "Приведи друга"
Эффективный инструмент для увеличения штата без больших затрат на рекламу вакансий. Курьеры охотно приводят знакомых за дополнительный бонус.
Бонус: Как может помочь кадровый аутсорсинг
Аутсорсинг курьеров — одно из самых действенных решений для бизнеса, который не хочет тратить ресурсы на самостоятельный подбор и управление персоналом.
Основные преимущества:
- подбор курьеров за 1–2 дня — как пеших, так и авто/вело-формата;
- снижение нагрузки на внутренний HR-отдел;
- оперативная замена работников в случае невыхода;
- готовая система адаптации и контроля качества работы персонала;
- масштабирование команды под сезонные пики без долгосрочных обязательств;
- экономия на налогах и снижении издержек за счёт гибких форм занятости.
Практика показывает, что аутсорсинг особенно выгоден компаниям, у которых:
- нестабильная загрузка;
- высокая текучесть персонала;
- распределённая сеть объектов по городу и регионам;
- потребность в быстром закрытии заявок.
Заключение
Рынок курьерских услуг в России переживает структурный кризис, который уже стал частью новой реальности для большинства компаний. Дефицит кадров — это не временное явление и не сезонная сложность, а долгосрочный фактор, который нужно учитывать при планировании бизнеса.
Проблема нехватки курьеров заключается не только в отсутствии людей, готовых работать. Она глубже — это результат системных изменений на рынке труда: демографическая яма, снижение притока мигрантов, рост запросов у исполнителей и ужесточающаяся конкуренция за человеческий ресурс.
В этих условиях выигрывают компании, которые готовы выстраивать гибкие и устойчивые кадровые модели: работать с самозанятыми, оптимизировать внутренние процессы, инвестировать в условия труда и выстраивать партнёрские отношения с профессиональными кадровыми провайдерами.
Sequoia Service — эксперт в подборе и управлении персоналом для доставки и логистики.
Мы понимаем специфику работы с курьерами и предлагаем не просто людей на смену, а готовую инфраструктуру для стабильной работы бизнеса:
- быстрый подбор курьеров с опытом работы в доставке;
- оперативная замена и ротация персонала;
- снижение издержек на управление персоналом;
- готовые решения для работы с самозанятыми и гибкими графиками;
- адаптация под сезонные колебания спроса.
Мы знаем, что для бизнеса важно не просто закрыть вакансию сегодня — важно выстроить систему, которая выдержит любые пики спроса и сохранит качество сервиса.
Если ваш бизнес сталкивается с нехваткой курьеров — не решайте этот вопрос точечно. Решайте его системно. Sequoia Service готова помочь вам в этом.
Свяжитесь с нами — и мы предложим рабочие решения под ваши задачи.